×
--

Хотите исполнить свою мечту — играть на фортепиано популярные мелодии?
Заходите, двери моего класса для вас открыты.

Андрей Шувалов

электронная почта: a-shuv@yandex.ru
группа Любительское музицирование, Канал на YouTube, Страничка на Бусти

Андрей Шувалов

видеоуроки фортепиано
переложения популярных мелодий
нотные сборники
электронная почта: a-shuv@yandex.ru
группа Любительское музицирование, Канал на YouTube, Страничка на Бусти

  Как из фортепианной пьесы сделать
 
партитуру для камерного ансамбля

В этой статье я хочу поделиться опытом создания партитуры для детского камерного ансамбля на основе исходного материала – фортепианной пьесы «Раздумье» собственного сочинения. Вот как звучит эта пьеса:

О том, как сочинялось «Раздумье», я объяснял в статье «Сочинение двухголосной пьесы». Вот её ноты.

Поскольку эта музыка представляет собой двухголосие, то, как минимум, партии для 2-х инструментов уже определены. Учитывая инструментарий музыкальных школ и заданный диапазон голосов, это могут быть две скрипки или же флейта (верхний голос) и скрипка (нижний голос). Возьмем второй вариант – флейту и скрипку. Нужно добавить к ним партию фортепиано. Как это сделать?

Определим роль фортепиано в этом ансамбле. Поскольку флейта и скрипка выполняют мелодическую функцию, то, исходя из формулы Музыка = Мелодия + Гармония + Ритм, фортепиано должно стать их аккомпаниатором, обеспечив гармоническую и ритмическую составляющие этой формулы. Для организации заданной гармонии во времени (метро-ритм) я предлагаю использовать в партии фортепиано размеренное движение восьмыми длительностями по звукам арпеджио - своего рода имитация переборов струн арфы или гитары. Естественно, арпеджио должны соответствовать гармоническому развитию исходного материала, для чего нужно ориентироваться на аккордовые обозначения, которые я предусмотрительно проставил в фортепианных нотах (см. выше). Сами же аккорды представляют собой классическое четырехголосие: бас-тенор (левая рука) и альт-сопрано (правая рука).

Вот как будут выглядеть ноты фортепианного аккомпанемента в виде арпеджио.

Соединяем все партии вместе: флейту, скрипку, фортепиано.

Вначале произведения добавляем фортепианное вступление (четыре такта), расставляем штрихи и оттенки. Партитура готова.

При желании, исходя из возможностей школьного инструментария, можно добавить к этому трио еще одну скрипку и виолончель, преобразив ансамбль в квинтет. Виолончели поручить исполнять басовые ноты, а второй скрипке выдержанные ноты в верхнем регистре. Таким образом, партии этих добавленных инструментов будут обрамлять общую партитуру, расширяя её диапазон.

Иллюстрацию партитуры подобного квинтета смотрите на следующем видео:

 


Комментарии к статье