×
--

Хотите исполнить свою мечту — играть на фортепиано популярные мелодии?
Заходите, двери моего класса для вас открыты.

Андрей Шувалов

электронная почта: a-shuv@yandex.ru
группа Любительское музицирование, Канал на YouTube, Страничка на Бусти

Андрей Шувалов

видеоуроки фортепиано
переложения популярных мелодий
нотные сборники
электронная почта: a-shuv@yandex.ru
группа Любительское музицирование, Канал на YouTube, Страничка на Бусти

  Сочинение двухголосной пьесы
  на основе мелодико-гармонической идеи

В этой статье я покажу, как на основе мелодико-гармонической идеи можно сочинить двухголосную фортепианную пьесу.

У меня на сайте в разделе «Видеоуроки» анонсирована формула, которой я всегда придерживаюсь в своей работе, как при разборе чужого нотного текста, так и при сочинении собственной музыки. Вот эта формула: Музыка = Мелодия + Гармония + Ритм. Сочиняя ту или иную пьесу, я, прежде всего (и это естественно!), сочиняю Мелодию. Но, будучи еще со времен музыкальной школы воспитанным на пьесах гомофонно-гармонического склада, я слышу эту мелодию не саму по себе, так сказать, в «голом виде», а сразу же одетой в «гармонические одежды». Вот эту мелодию с сопровождающей её аккордовой последовательностью я и называю мелодико-гармонической идеей.

Вот как выглядят ноты мелодико-гармонической идеи моей будущей композиции.

На следующем видео я иллюстрирую эти ноты: правая рука – мелодия, левая рука – аккорды-трезвучия.

Итак, основная мелодия композиции придумана. Она будет являться верхним голосом будущего двухголосия. Теперь я займусь сочинением второй мелодии - нижним голосом будущего двухголосия. В процессе этого сочинения буду ориентироваться не только на уже придуманный верхний голос, но и на сопровождающую его гармонию, так как эта аккордовая последовательность должна быть общей для обоих голосов.

С точки зрения ритмического устройства будущего двухголосия я воспользуюсь композиционным принципом И. С. Баха, который образно сравнивал полифоническую фактуру с «разговором вежливых собеседников». Суть этого принципа в том, что, если в одном голосе мелодия движется быстро короткими длительностями, то тогда в противоположном голосе мелодическое движение должно быть медленным или вовсе остановиться, чтобы не мешать «выговориться» партнеру.

Вот как выглядит нижний голос с аккордами в нотах.

Итак, оба голоса сочинены. Давайте послушаем, как каждый из них в отдельности звучит на фоне аккомпанемента из арпеджированных аккордов.

На следующем видео я играю мелодию верхнего голоса, сопровождая её последовательностью арпеджированных аккордов.

А на этом видео я играю с тем же аккомпанементом нижний голос.

Теперь, когда обе мелодические линии сочинены, отбрасываю их аккордовое сопровождение и соединяю оба голоса вместе. Поскольку оба голоса гармонируют с одной и той же аккордовой последовательностью, они будут гармонировать и между собой.

Вот как будет звучать сочиненное двухголосие.

Оформляю сочиненную пьесу в нотах. По характеру это умиротворенная музыка в спокойном темпе. Назову эту пьесу «Раздумье».

 


Комментарии к статье