×
--

Хотите исполнить свою мечту — играть на фортепиано популярные мелодии?
Заходите, двери моего класса для вас открыты.

Андрей Шувалов

электронная почта: a-shuv@yandex.ru
группа Любительское музицирование, Канал на YouTube, Страничка на Бусти

Андрей Шувалов

видеоуроки фортепиано
переложения популярных мелодий
нотные сборники
электронная почта: a-shuv@yandex.ru
группа Любительское музицирование, Канал на YouTube, Страничка на Бусти

  О музыкальном воспитании ребёнка в семье и не только...

В этой статье я хочу поделиться опытом музыкального воспитания ребенка в семье на примере моего сына Романа, а также познакомить посетителей сайта с его игрой на фортепиано в те годы, когда Роман учился в музыкальной школе.

Музыка должна зазвучать внутри малыша задолго до того, когда родители решат отдать ребенка в музыкальную школу. Поэтому у нас дома постоянно звучала музыка. Какая? Разная, но обязательно образцовая! Это и песни из мультиков, и популярная эстрада, и академическая классика, и Beatles, и даже тяжелый рок. Главным критерием подбора репертуара для ребенка было осознание и принятие родителями эстетики Моцарта - «музыка, какие бы ужасы и страсти она не изображала, всегда должна услаждать, ласкать слух, а не ужасать и отторгать».

Первое знакомство с фортепианной клавиатурой у Ромы состоялось в возрасте 8-ми месяцев. Для этого его кроватка была вплотную придвинута к инструменту. Одна из сторон кровати была опущена, и, бродя по периметру, будущий пианист всякий раз натыкался на клавиши, на которых проводил свои первые музыкальные опыты. Родители были довольны: пока ребенок исследовал клавиатуру, они могли спокойно заняться домашними делами.

Освоение Романом клавиатуры шло через подбор на ней по слуху знакомых мелодий, а также через «строительство» аккордовых структур. Понимание организации музыкальных звуков и способа извлечения их на инструменте давало возможность юному пианисту свободно чувствовать себя за фортепиано и даже выступать на публике.

Нотная грамота, как одно из средств передачи музыкальной информации, как и положено, пришла к Роме позднее. Вначале была сама информация — музыка. Меня всегда удивляет, почему ребёнка, который только что переступил порог музыкальной школы, некоторые учителя начинают сразу пичкать нотной грамотой (нотный стан, скрипичный ключ, овалы, штили...) вместо того, чтобы учить играть с рук. Ведь это так естественно и логично. Сначала звук, потом его запись. Как в жизни: малыши во всю болтают на своем родном языке, хотя не умеют ни читать, ни писать.

Познав устройство музыки, как комплекс мелодии и гармонии, юный пианист пытался на клавишах создать нечто свое. Поэтому, в отличие от большинства обучаемых музыке сверстников, Роман познал нотную грамоту естественным для себя путем – с письма: с записи своих сочинений и подбора по слуху.

При появлении дома компьютера изучение нотной грамоты продолжилось уже с помощью музыкального редактора. Роман осваивал электронный набор нот, записывая подобранные по слуху мелодии из мультфильмов и сочиняя собственные пьесы. Благодаря компьютеру его рукописи приобрели оформленный печатный вид.

Роман Шувалов — Этюд

Роман Шувалов — Вальс

Преподавая в музыкальной школе специальное фортепиано, я, тем не менее, частенько практиковал на своих уроках и сочинительство. Помимо преследования методических целей такой подход к освоению фортепиано носил прикладной характер, вызывая живой интерес у учеников. Детям нравилось то, что они могли сочиненное и красиво оформленное свое произведение, как и положено, с указанием своего имени, как композитора, преподнести своим друзьям и близким в качестве подарка. Естественно, что иногда так же поступал и Роман.

Говоря об увлечении Романом композицией, хочу подчеркнуть, что каких-то специальных занятий в этой области у него не было. Базой для сочинительства являлись общие знания, которыми, с моей точки зрения, должен обладать любой ученик ДМШ, независимо от инструмента, игре на котором он специализируется. Это, в первую очередь, основы гармонии, ибо звучащая вокруг него и исполняемая им на инструменте музыка в основном гомофонно-гармонического склада. Конечно, и от элементарных сведений из области контрапункта (полифонии) тоже никуда не деться: играют же ученики ДМШ инвенции и фуги Баха. Ну, и, разумеется, юный музыкант должен понимать структуру (форму) того, что исполняет. Понимая как устроена «чужая» музыка, ученик, при желании, может изобрести и собственную.

Вообще, под руководством педагога ученик должен научиться всесторонне анализировать произведение, которое он разучивает как исполнитель. Это даст ему осознанное, а значит - уверенное исполнение, что поможет избежать исполнительных ошибок, которые случаются при бездумно выученном материале за счет только одной «зубрёшки», когда из-за сценического волнения исполнителя его механическая память даёт сбой.

К сожалению, в музыкальных школах не все преподаватели по специальности владеют комплексом теоретических музыкальных знаний, а созданные для этой цели учебные предметы (сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература), не выполняют своей задачи, так как разрознены не только между собой, но и оторваны от исполнительского класса. В этой связи я стою на педагогической позиции выдающегося пианиста и педагога XX столетия Генриха Густавовича Нейгауза, чьи слова цитирую ниже.

«Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем, то есть разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося. Тут уж совершенно необходим комплексный метод преподавания, то есть учитель должен довести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, на только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробный анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано».

Возвращаюсь к музыкальному воспитанию в семье.

Кроме накопления музыкальной информации в домашней среде, Рома пополнял свой слуховой запас и из внешнего мира: родители часто брали его на концерты. Интересен случай, когда в возрасте 4 лет Рома присутствовал с родителями на концерте Национального симфонического оркестра (дирижер М.Плетнев), где исполнялась явно не детского возраста музыка. Ребенку велено было сидеть на концерте тихо, что он и делал, правда, спиной к сцене и весь концерт «бодаясь» головой в спинку кресла. Многие коллеги мне тогда говорили, зачем, дескать, нужно «мучить» дитя подобными концертами. Я соглашался, отвечая, что не с кем было его оставить дома. Каково было мое удивление, когда, спустя полгода, Роман зашел в комнату и доложил, что по кухонному радио звучит та самая музыка, которая была на симфоническом концерте. Я сходил на кухню – сын не ошибся: звучала симфония с того самого концерта.

Этот случай подтвердил мне тот факт, что уши впитывают музыку автономно, независимо от положения тела слушателя, а возрастной музыкальный ценз по большей части надуман.

Помимо подбора по слуху и первых опытов сочинительства, юный музыкант под руководством папы разучивал и фортепианные пьесы из школьного репертуара.

Еще до поступления в музыкальную школу Роман приобрел опыт игры в ансамбле.

 

В музыкальную школу Роман пошел в 10 лет. Имея за плечами азы домашнего музыкального образования, в школе по фортепиано он сразу стал осваивать программу 3 класса.

Бессменным его учителем в годы обучения в музыкальной школе (1998 - 2003) была Маркина Людмила Ивановна, под руководством которой Роман постигал совершенство игры на фортепиано.

Благодаря Людмиле Ивановне уже в школьные годы Роману посчастливилось общаться и брать уроки у известных российских музыкантов и педагогов: А.А. Александрова, В.В. Крайнева, Д.Б. Крамера, А.С.Селицера.

Помимо занятий в классе фортепиано, Роман был участником школьного камерного ансамбля, причем, в отличие от своих партнеров, во время игры обходился без нот. Держа в голове всю инструментальную партитуру (флейта,скрипка, виолончель), которую он слышал еще в процессе сочинения от отца, а потом и на репетициях, Роман всегда был готов в случае необходимости выручить партнера, подыграв его партию на фортепиано. Опыт изучения с самого раннего детства музыки «изнутри» помогал ему в этом.

Камерный ансамбль Музыкальной академической гимназии г. Тольятти:

Во время обучения в музыкальной школе Роман принимал участие в различных фестивалях и конкурсах. В этой связи хочу поделиться своим мнением относительно соперничества в творческой сфере. Я не сторонник этого соперничества. Музыку надо исполнять, прежде всего, для себя, для собственного удовлетворения! И тогда то, как оценят твою игру другие, в том числе и члены конкурсного жюри, не будет над тобою довлеть, ибо это уже следствие. Рома не был «конкурсным пианистом». Ему гораздо приятнее было выступать на публике в обыкновенных концертах, чем в конкурсных программах перед жюри. А то, что Роман регулярно завоевывал призовые места на конкурсах разного уровня – это, как раз, и есть следствие того, что на сцену к роялю он шел ради музыки, а не призов.

Помимо сольного исполнительства для Романа стало привычным делом играть в фортепианном дуэте.

В 11 лет Роман дал свой первый сольный концерт. В том же году по приглашению Владимира Спивакова принял участие в музыкальном фестивале в Кольмаре (Франция).

Выпускным экзаменом в музыкальной школе для Романа стало участие в международном конкурсе молодых пианистов, где он завоевал второе место.

По окончании музыкальной школы Роман не продолжил музыкального образования. Он поступил в технический вуз, в котором помимо учебы занимался и внеучебной деятельностью, выступая на студенческой сцене в качестве пианиста-солиста, аккомпаниатора и концертмейстера студенческого камерного ансамбля.

По окончанию вуза Роман сдал кандидатский минимум в аспирантуре. В настоящее время разрабатывает собственный проект в области компьютерных технологий. И хотя музыка не стала его профессией, с ней он не расстается: играет для себя, для друзей, порой сочиняет.

Завершая рассказ о музыкальном пути сына, как отец и учитель, хочу предостеречь от излишних амбиций некоторых родителей, которые через занятия музыкой, зачастую конфликтуя с педагогом, пытаются непременно сделать из своего отпрыска великого музыканта.

Занятия музыкой надо воспринимать как необходимый элемент общего развития ребенка. По крайней мере – на начальном этапе. А там уж как «рыба пойдёт». Ну, посудите сами, изучая, скажем, в школе литературу, многие ли из нас стали литераторами? У родителей другая задача – создание соответствующей среды. Музыку ребенок слышит еще в утробе матери, и вот тут только от родителей и зависит, каким будет его «музыкальное окружение» до и после рождения, и с каким «слуховым багажом» ребенок пойдет в музыкальную школу.

Музыку, как неотъемлемую часть воспитания человека, понимали наши далекие предки: в Древней Спарте в воспитательном процессе юных спартанцев было 3 основных предмета: Физкультура (тело), Музыка (дух), Математика (ум).

Интересен тот факт, что в Царской России 19 века молодые люди, не умеющие музицировать на фортепиано, стыдились в этом признаться и по возможности старались ликвидировать этот пробел в своем воспитании.

«Кто теперь не играет на фортепиано? Молодому человеку также неудобно сказать: «Я не играю», как «Я не танцую». Предупреждая это положение, многие учатся фортепианной игре, жертвуя и средствами и временем. Игра на фортепиано сделалась достоянием общества, одним из условий при самом ограниченном воспитании, а сам инструмент – украшением комнаты»

(1851 г., журнал «Москвитянин»).

Спустя полтора века, в этой связи хочу добавить, что умение музицировать является не только одним из условий воспитания молодого человека. Тут важно понимать другое. Занятия музыкой самым непосредственным образом влияют на общий интеллект человека, развивая его образное мышление и дисциплинируя логику действий, что, в свою очередь, безусловно, востребовано в современной жизни с её высокотехнологичным производством и дисциплиной труда.

Заканчивая свои рассуждения о музыкальном воспитании в семье, прилагаю к этому разделу сайта видео фортепианной игры Романа Шувалова, учащегося ДМШ №4 города Тольятти (1998 – 2003 годы). Помимо этого раздела, с игрой Романа можно познакомиться в разделах «Камерный ансамбль» и «Авторские сочинения».

 


Фрагменты сольного концерта Романа Шувалова
Тольятти, 2001 г.

 

Моцарт — Фантазия до-минор

Шопен — Три экосеза

Рахманинов — Элегия

Прокофьев — Наваждение

Якушенко — Синематограф

Гарнер — О'кей

 


Комментарии к статье